- Сен-Симон, Анри
(1760 — 1825гг.)—французский утопист (Смотри Утопический социализм). В первом своем сочинении „Письма женевского жителя" (1802 г.) выдвигает идею организации нового общества, при чем набрасывает фантастический план будущего политического устройства, при котором власть находится в руках просвещенного, образованного меньшинства—ученых, писателей, артистов, художников. В дальнейших своих сочинениях Сен-Симон вскрывает классовый характер общества, противопоставляя друг другу общественные группы с различным имущественным положением и в силу этого с различным отношением к общественному строю, с различной психологией и противоположными стремлениями. В сочинениях Сен-Симона уже заложено ядро будущего марксистского учения об общественных классах и классовой борьбе, получившего широкое теоретическое обоснование в трудах К. Маркса (см.) и Ф. Энгельса (см.). В „Трактате о собственности и законодательстве", вышедшем в 1818 г., С.-С. выступает пламенным защитником промышленного строя. Труд этот открывается многозначительным положением: „Все через промышленность, все для нее". Сен-Симон устанавливает три основных положения: 1) промышленный класс—единственно полезный класс общества; 2) этот класс становится все более и бо-л ее многочисленным; вырастая за счет других, он кончит тем, что станет „единственным" классом; 3) все законы и все административные мероприятия могут быть оцениваемы лишь под одним углом зрения — соответствия их интересам промышленности. Это—единственное здравое мерило. Под промышленным классом Сен-Симон разумеет капиталистов, занятых промышленной деятельностью, земледельцев и рабочих. Им он противопоставляет паразитические слои общества—неработающих капиталистов, представителей денежного капитала, банкиров, аристократов—помещиков, епископов, министров. Сен-Симон, устанавливая понятие промышленного („индустриального") класса, не заметил противоречия интересов труда и капитала. В „индустриалах" он видит истинных носителей прогресса, который приведет к установлению бесклассового общества. В последнем своем произведении „Новое христианство" С.-С. выступает против христианской религии, искаженной князьями церкви, и призывает к устройству нового общества на принципах новой общественной морали, на основе братства и общественной собственности на землю и орудия производства. Система сенсимонизма была развита его учениками, главным образом Родригом, Базаром и Анфонтеном, издавшими изложение учения сен-симонизма, где идеалом будущего выставлена всеобщая организация общества, в котором производство и распределение построены по формуле: „всякому по его потребностям, от всякого по его способностям". В 1829—30 гг. кружок последователей С.-С. из философской школы превратился в религиозную секту, которая вскоре распалась. Учение Сен-Симона было достоянием небольшой группы последователей и никаким влиянием среди трудящихся не пользовалось.
Популярный политический словарь. 1923.